Московская область, г. Королёв, ул. Калинина, 6Б, ТДЦ «Сигма», оф. 160 (5 этаж).
+7 (915) 451-32-22
zakaz@photochem.ru

60 ЛЕТ ЛЕГЕНДЫ: KODAK HC-110. ЧАСТЬ 3.

60 ЛЕТ ЛЕГЕНДЫ: KODAK HC-110. ЧАСТЬ 3.

60 ЛЕТ ЛЕГЕНДЫ KODAK HC-110 Часть 3

60 ЛЕТ ЛЕГЕНДЫ: KODAK HC-110

В 2022 году исполняется ровно 60 лет, как инженеры-химики компании Eastman Kodak разработали и внедрили в производство высокоинтенсивный проявитель фотографических материалов под названием Kodak HC-110.

В память об этом знаменательном событии мы запускаем цикл публикаций, посвящённых нашему герою и юбиляру.

ЧАСТЬ 3. СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН — НАЛЕЙ!

Прежде, чем двигаться дальше, попробуем разобраться с терминологией и ответить на вопрос: что значит сток проявителя?

Сток (от англ. stock) можно перевести как запас, запасный раствор, и логично было бы предположить, что это сухой или жидкий концентрат проявителя, то есть фотохимический материал без дополнительного разбавления водой.

Однако, это неверно. Данное заблуждение может здорово запутать нас, когда мы, например, активно юзаем мануал на английском к тому или иному проявителю.

У английского stock есть и другой альтернативный перевод, а именно: состав, составленный раствор, то есть такой раствор, который уже составлен для работы с ним.

Этот термин, встреченный в значении приготовления/использования какого-либо реагента, можно было бы перевести как рабочий раствор такого реагента.

То есть, когда мы покупаем (или готовим самостоятельно) проявитель, превращая исходные реагенты в литр готового раствора, мы можем уверенно сказать: мы имеем дело со стоком проявителя.

Сток можно разбавлять водой, чтобы уменьшить, к примеру, активность проявителя или ввести режим one shot (подробнее об этом дальше). Это удобно, и главное: позволяет избежать путаницы.

Рассмотрим на примере.

Смотрите: проявитель Kodak TMax поставляется производителем в форме жидкого концентрата.

Сток проявителя можно получить, разбавив одну объёмную часть концентрата четырьмя частями воды. Полученный рабочий раствор сам Kodak предлагает разбавлять и дальше, в вариантах 1+1 или 1+2, предлагая для этих разбавлений даташиты по обработкам различных фотоматериалов.

Предложенные разбавления уже нельзя считать рабочими растворами, поскольку концентрации всех реактивов в них пропорционально уменьшены в два или три раза.

То есть считать рабочими растворами нельзя, но работать с ними можно! Прикольно, да? Теперь, когда с этим разобрались, удивимся, узнав, что у некоторых проявителей понятие стока, как таковое, отсутствует.

И здесь хрестоматийный случай — Kodak HC-110.

В бутылке с HC-110 не просто проявитель, а концентрат проявителя с вариабельным коэффициентом разбавления. Сам разработчик как бы говорит нам: эй, народ, вот вам демократия с кучей вариантов развития событий, каждое из которых ведёт к различному финалу.

То есть: коэффициент разбавления может быть отрегулирован таким образом, чтобы проявляющие свойства идеально соответствовали типу плёнки и экспозиции для достижения оптимальных результатов (например, возможности контроля контраста или зернистости изображения).

Переоценить подобный инструмент создания и управления будущими негативами сложно!

Правда, именно отсюда начинается очередной ералаш с тем, чего и сколько нужно лить, чтобы получить тот или иной результат.

Мы уже писали ранее о том, что существуют две версии проявителя:

  • американская;
  • европейская.

Их отличия в концентрации — и только, но это «и только» непременно будет влиять на исходное соотношение воды и концентрата.

Есть семь официальных и, по крайней мере, два неофициальных способа приготовления рабочих растворов проявителя из концентрата.

  • for US | for EU
  • А | 1+15 | 1+4
  • B | 1+31 | 1+9
  • C | 1+19 | 4+21
  • D | 1+39 | 2+23
  • E | 1+47 | 1+14
  • F | 1+79 | 1+24
  • G | 1+119 | 2+73
  • H | 1+63 | 1+19

Формулы G и H не упоминаются ни в каких публикациях Kodak. Тем не менее, данные разбавления обеспечивают максимальный выравнивающий эффект, проработку в тенях, а также возможность работать с проявителем в режиме one shot: одна плёнка = один раствор (без хранения последнего).

О таком способе мы сегодня упоминали: это позволило бы экономно использовать проявитель и не думать о том, сколько времени отведено ему, прежде чем он растеряет свою активность.

Кстати, разведение по формуле G умел/любил/практиковал мэтр Адамс. Проявитель HC-110 вообще был его любимчиком.

Другие разбавления позволят нам:

  • A и С: получить максимальный контраст;
  • B и D: получить наименьшее зерно;
  • E и F: использовать проявитель как выравнивающий.

С этим проявителем время проявления примерно пропорционально разбавлению.

Таким образом, в сравнении с наиболее популярным разведением B (при прочих равных условиях) проявка:

  • на 25% дольше для разведения D;
  • на 50% дольше для разведения E;
  • на 150% (или в 2,5 раза) дольше для разведения F.

Также вы можете компенсировать небольшие изменения температуры проявления (в диапазоне 19-25 °C), изменив время проявления.

Чтобы отрегулировать время проявления для температуры, отличной от указанной в даташите (для вашего фотоматериала), используйте следующую формулу поправки для фактического времени проявки:

Время из даташита × exp [минус 0,081 × (Фактическая T°C — T°C из даташита)]

Читать Часть 1

Читать Часть 2