НЕУДАЧИ В ПРОЦЕССЕ E-6: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Давайте вынесем немного сора из избы и поделимся с нашими подписчиками неприятной ситуацией, сложившейся вокруг комплекта E-6 KIT. Уменьшившись в объеме и ресурсе ровно вдвое, набор сравнялся по цене с 10-пленочными комплектами химии для обработки негативных пленок. Отредактированный ценник поднял популярность (и продажи) комплекта E-6 KIT 300 cc на площадках, где была представлена химия. Спустя некоторое время нам стали приходить отзывы некоторых покупателей, которые были, мягко говоря, разочарованы результатом проявки цветного слайда.
Кто из нас не знаком с ситуацией, когда купленная за кровные, бережно и тщательно отснятая, а после любовно проявленная пленка выдает результат со знаком «минус». Всегда мы пытаемся понять, где потеряли контроль над ситуацией и свернули с верного пути, то есть — анализировать свои ошибки. Этот анализ обычно происходит от обратного, методом исключений: камера — нет, пленка — нет, экспонометр — нет, процесс обработки с его пресловутым человеческим фактором — нет, химия — … Ответить отрицательно или утвердительно на последний вопрос фотограф самостоятельно не может, ну кроме того, что он всё в самом деле делал по инструкции. В остальном пользователь химии не ответственен за содержимое флаконов, поэтому — логично! — что за ответом он идет к производителю. Это разумно, но! Отметая остальные варианты, подумайте о том, действительно ли остальные переменные — пленка, камера, экспонометр, сама проявка — справедливо исключены из этого списка.
Всё, конечно, зависит от кредита доверия. В том числе к нам, как локальному производителю химии. Представим ситуацию. У вас на ремешке болтается пленочный Никон-автомат, внутри камеры— свежераспакованная, вот прямо из магазинного холодильника пленка Кодак, дома — в ожидании своего звездного часа программируемая машинка Джобо, а в гофре плещется фирменная химия Tetenal или Cinestill. И вдруг — неудача. Кто виноват? Тут фотограф, скорее, предъявит претензии к себе, ведь остальное — безупречно. Разве можно усомниться в упомянутых брендах? Едва ли. Ну, а если вместо «никона» мыльница с антресолей, вместо «кодака» — неизвестный анпак с Авито, вместо процессора советский бачок и тазик, а вместо именитой химии — какая-то неименитая, скажем, ещё и российского производства. Вот тут-то анализ ситуации может быть весьма красноречивым, но совершенно очевидным. С таким «бэкграундом» алиби самому себе обеспечено. При условии, конечно, что кредит доверия к перечисленным вещам у вас занижен.
Коллеги! Мы никого не обвиняем в непрофессионализме, но предлагаем быть объективными в своих личных расследованиях. Наше расследование — служебное — в очередной раз показало, что претензии к химии Е-6 необоснованны. Под этим постом прилагаются переснятые на обычный камерофон пять кадров цветной слайдовой пленки Kodak Ektachrome E-100, отснятой 16.05. и проявленной 17.05. в нашей лаборатории в ротационном процессоре Jobo Duolab в химии набора E-6 KIT 300 cc. Мы специально выбирали сюжеты с разными цветовыми акцентами, однако все экспозиции делались на улице в вечернее, но ещё не тёмное время. Все краски воспроизвелись корректно и реалистично.
Почему некоторые клиенты, использовавшие химию E-6 KIT 300/600 cc, не получили такой же результат? Наши версии:
1. Пленка с неизвестным фактическим ISO. Слайды имеют небольшое значение фотошироты, поэтому ошибки экспонометрии могут быть фатальными. Даже самый точный экспонометр не поможет вам, если вы используете пленку с истекшим сроком годности и, как следствие, неизвестным значением ISO (которое априори ниже номинального). Идеальным нам видится использование свежих слайдовых пленок известных брендов.
2. Низкий контроль температуры. Процесс чувствителен к температуре. Это особенно справедливо для обоих этапов проявления. Идеальным нам видится использование водяной бани или сувида.
3. Недостаточное перемешивание. Процесс чувствителен к ротации. Идеальным нам видится использование ротационной машины с постоянным моментом вращения.
4. Съемка при цветовой температуре, не сбалансированной для данного вида пленки. Цветная эмульсия слайдового материала лучше всего «усваивает» естественное освещение, близкое к значению 5500К. При существенных отклонениях от этого показателя неизбежен цветовой сдвиг. Идеальным нам видится использование слайдовой пленки на натуре (при естественном, то есть дневном освещении).
5. Нечеткое следование инструкции. Мануал к набору претерпел огромное количество редакций, и теперь в нём каждая буква и каждая цифра на своём месте. Отнеситесь с должным вниманием к тексту руководства, возможно вы упустили что-то важное.
В заключение этого поста хочется отметить, что ни в какой другой процесс на этапе его адаптации под коробочную версию, не было вложено столько времени, пленок и работы с проявочной машиной и цветоанализатором, как в E-6. По пути мы решали две обширных проблемы: боролись с завалом в светАх синего канала и недостаточной плотностью на слайде черного. Прибегали к помощи сторонней лаборатории, меняли поставщиков, изобретали колесо. В июне прошлого года рецептуры были наконец окончательно отстроены и скорректированы. Мы по праву гордимся тем, что вышло, поскольку, начиная от стартовых рецептур Шадрина, откровенно малопригодных для полноценного проведения процесса в коммерческих условиях, мы смогли отладить процесс и вывести его на принципиально иной уровень. Мы дорожим своей репутацией и готовы её отстаивать. Если вы сомневаетесь в качестве приобретенной у нас химии, приглашаем к диалогу в рамках урегулирования любых спорных ситуаций.